Среднее образование в России находится в упадке. О проблемах деградации среднего образования говорят много. В Совете безопасности Российской Федерации в настоящее время уже имеется понимание жизненной необходимости возвращения исторически оправдавших себя преимуществ отечественной школы образования.
Однако, обсуждение проблем образования, проводимое в кулуарах Министерства просвещения РФ, не выходит за пределы повторения стереотипов и установок реформаторов, внедренных в начале двухтысячных годов. Но время показало ущербность этих подходов. Страна сейчас сталкивается с такими вызовами, которые без кардинального изменения системы среднего образования не решить.
Экспертная группа по направлению «Социальная политика и культура» Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН) направила письменное обращение Президенту Российской Федерации, Председателю Совета по науке и образованию. В данной публикации изложены основные моменты и выводы этого обращения, которые должны привлечь внимание широкой общественности.
Среднее образование в России находится в упадке – причины и выводы
В обращении анализируются причины и обстоятельства, почему среднее образование в России деградировало за последние годы. Для преодоления кризиса среднего образования в России предлагается образовать государственно-общественную Комиссию по возрождению признанной лучшей в мире советской системы образования. При этом предлагается отвести главную роль в составе названной Комиссии не бывшим и действующим должностным лицам системы образования, а видным общественным деятелям, представляющим воспитательский, просвещенческий, учительский, профессорско-преподавательский и научный корпуса, а также делегатам и представителям общественных организаций, в том числе, и родительских.
Наши дети стали жертвами экспериментов в сфере образования уже не в одном поколении. В настоящее время осуществляется не только закрепление, но и усугубление полученных плачевных результатов с использованием широко внедряемой так называемой «цифровизации системы образования». При этом не учитывается мнение профессионалов, экспертов и солидарной позиции российского общества, категорически отвергающего бездумное внедрение цифровой школы в Российской Федерации.
Цифровизация, помимо научно доказанного вреда для физиологического и психического здоровья детей, принципиально несовместима с методическими принципами отечественной школы, нацеленными на фундаментальные, системные, доступные для понимания детей знания.
Электронное образование противоречит здравому смыслу и медицинским нормам. Образование – это диалог между обучающим и обучающимися. Хороший учитель, общаясь с учениками, понимает, что, кому и почему непонятно. Электронное образование – это сплошной монолог обучающего, от которого обучающихся клонит в сон.
Ведущие западные учёные открыто говорят, что электронное образование – «удовольствие» и «услуга» для бедных. Кроме того, проведённые исследования утверждают, что дети не должны очень много времени проводить у компьютера. Нарушение этих норм может иметь серьёзные последствия для их здоровья в дальнейшем. Почему Министерство просвещения России игнорирует эти факты?
Среднее школьное и среднее специальное образование разрушаются методами урезания учебных часов на фундаментальные дисциплины, хаотизации содержания их программ, подмены учебной работы написанием бессмысленных отчётов, бесконечными проверками, а также бесправным положением учителей и навязыванием дистанционной формы обучения.
Такой же профанацией являются электронное образование и контрольные по телевизору. Отдельная большая неприятность для детей – государственная итоговая аттестация ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ-9, ГВЭ-11) и, особенно, единый госэкзамен ЕГЭ, на подготовку к которому тратятся фактически впустую последние два года школьной жизни.
По этой причине родители находятся в отчаянном положении. В большой степени они должны заменить собой школу. Образование в Российской Федерации до сих пор трактуется как услуга, организовать и приобрести которую должны родители. Это – дорого и неэффективно! В начальной школе родителей спрашивают, по какой программе они хотят учить детей. Но это должны знать профессионалы, а не сами родители! Организация работы учеников отсутствует. Если добросовестно делать всё, что задают, то этим придётся заниматься круглые сутки.
Подготовка к поступлению в конкретный ВУЗ была очень существенным этапом в советской школе, как и приём людей, из которых можно подготовить полноценных специалистов. Выпускной экзамен из средней школы и вступительный экзамен в ВУЗ необходимо разделить! Российской Федерации надо вернуть образовательный суверенитет, не пытаясь подражать чужому неудачному опыту или играть роли, написанные для нас другими!
В высшей школе в Российской Федерации пытаются провести удивительный эксперимент – дать высшее образование тем, кто фактически не имеет и среднего образования. Люди, которые должны заниматься гиперзвуком и ядерными реакторами, очень слабо знают школьную физику и совсем не знают физику институтскую. Практически у них нет знания химии. А какой инженер без знания свойств материалов? Полностью отсутствуют познания в гуманитарных дисциплинах. Когда такой «специалист» приходит на работу, то руководителю приходится решать вопрос о том, как, чему и где его доучивать.
Необходимо вернуться к традиционной форме проведения выпускных экзаменов, классическим принципам обучения советской школы, включая трудовое воспитание, подготовку педагогических кадров и воспитательную работу. Только в этом случае возможны восстановление доверия общества к власти и мобилизация его на общее дело возрождения нашего отечественного образования, а значит, и укрепления самой Российской Федерации.
Подчеркнём – не «реформирование», а восстановление! Восстановление всего того, что разрушалось в процессе длительной информационной войны глобальных элит против Российской Федерации.
Система среднего школьного образования должна готовить творцов и созидателей, способных двигаться вперёд, готовых к коллективному труду, а не «квалифицированных потребителей» продукции, созданной другими.
Несколько предложений Экспертной группы КРОН носят законотворческий характер по неотложному и скорейшему осуществлению следующих мер:
- установление законодательного ограничения на дистанционную форму какого-либо обучения (воспитания, просвещения, школьного, общего среднего, среднего специального и высшего образования), так как её дальнейшее сохранение является крайне вредоносным и совершенно неэффективным для перечисленных целей и лишь имитирует процесс обучения;
- установление законодательного ограничения на осуществление электронной (онлайн) формы обучения и цифровизации в сферах воспитания, просвещения, школьного, общего среднего и среднего специального образования как недопустимой формы, которая деформирует сознание российских детей;
- законодательное прекращение дальнейшего участия Российской Федерации в Болонском процессе и отказа от сохранения в системе высшего образования Российской Федерации двух уровней обучения – бакалавриата и магистратуры. При этом, важно одновременное восстановление системы высшего образования, ранее существовавшей в ВУЗах СССР непосредственно до 1991 года включительно, посредством установления соответствующих законодательных норм для осуществления такого скорейшего перехода;
- установление законодательного запрета на дальнейшее осуществление в системе просвещения, школьного, общего среднего, средне-технического, среднего специального и высшего образования ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ-9, ГВЭ-11) с одновременным восстановлением в этих же сферах системы экзаменов, практиковавшейся в советской средней школе, посредством введения соответствующих законодательных норм для осуществления такого скорейшего перехода;
- принятие законодательного комплекса мер по всемерному восстановлению советского опыта воспитания, просвещения, школьного, общего среднего, средне-технического, среднего специального и высшего образования, аспирантуры и докторантуры, полностью бесплатных для всех обучающихся российских граждан и финансируемых за счёт средств федерального бюджета;
- установление законодательной нормы на обучение во всех школах Российской Федерации в каждом классе по единому общему учебнику по каждому школьному предмету, а в спецшколах – ещё и по одному учебнику повышенной сложности.
Экспертная группа КРОН по направлению «Социальная политика и культура» не ограничивает себя только этими предложениями и готова выслушать мнение широкой общественности, в том числе и на страницах данного сайта.
С текстом обращения можно ознакомиться в статье Образование молодых: готовить творцов и созидателей, способных к коллективному труду, опубликованной на сайте https://rkk-nauka.ru/novosti/obrazovanie-molodyh.
Надеемся на взаимопонимание и приглашаем к дальнейшему активному сотрудничеству.
Миронов А.С. Председатель Профобъединения «РКК-Наука»
Сопредседатель Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН)
0 Комментариев